Совместное обучение детей с особыми потребностями и без них, так называемая инклюзия, согласно конвенции ООН является неотъемлемым правом человека, таким же, как право на труд и на бесплатное образование. Что это значит для коррекционной педагогики? Своими рассуждениями на эту тему делится Хорст Варнке, директор по аудиологии компании Oticon.
Как показывают примеры «права на труд» и «права на бесплатное образование», эти основополагающие права человека соблюдаются далеко не во всех государствах. Например, в Конституции ФРГ оба эти понятия отсутствуют. Хотя в третьей статье Конституции сказано: «Никто не должен подвергаться дискриминации из-за своей ограниченности». К сожалению каждый день нам приходится быть свидетелями того, что это пожелание скорее остается на бумаге, чем воплощается в жизнь.
Ситуация в коррекционных и общеобразовательных школах
В течение многих лет на конгрессе в Фоейрштайне, международном форуме коррекционных педагогов для слабослышащих, идет речь о том, что все больше детей, пользующихся слуховыми аппаратами, поступают в общеобразовательные школы. Вследствие этого работа коррекционной школы для слабослышащих изменяется. В нее принимают все больше детей с множественной ограниченностью, и одновременно с этим коррекционные педагоги поддерживают учителей, работающих в общеобразовательных школах. Из-за интенсивной выездной деятельности, которая особенно востребована в федеральных землях с большой территорией, этих специалистов называют «разъездные педагоги». При этом реализация такого подхода в каждой общеобразовательной школе отличается. Можно увидеть как идеальные примеры, так и отрицательные.
«Инклюзия в Германии — статистический анализ», так называется итоговый документ Фонда Бертельсмана, в котором опубликован обширный банк данных. Приведем несколько цифр. За период с 2000/2001 учебного года по 2011/2012 учебный год доля школьников с ОВЗ, получающих инклюзивное образование, возросла с 13,2% до 25%. Одновременно с этим у все большего числа школьников диагностируется потребность в коррекционном образовании. Если в 2000/2001 учебном году этот показатель составлял 5,3%, то в 2011/2012 учебном году он составил в среднем 6,4% в масштабах ФРГ. В земле Рейнланд-Пфальц этот показатель составил 4,9%, а в земле Мекленбург-Передняя Померания — 10,9%.
С повышением ступени образования доля инклюзии (в 2011/2012 учебном году) значительно снижается. Если в детских садах для всей территории Германии эта цифра составляет 67,1%, а в начальных школах — 39,2%, то в средних школах первой ступени — всего 21,9%. Из всех учеников, которые получали инклюзивное обучение в 2011/2012 учебном году, лишь 9,8% обучались в реальной школе или гимназии.
Особое положение коррекционных школ по слуху
Почти три четверти (74,5%) всех школьников с ограниченными возможностями покидают школы, не завершив образование. В Шлезвиг-Гольштейне этот неутешительный показатель составляет даже 96,2%. И я не сомневаюсь в том, что эти данные можно будет улучшить только за счет более высокого качества совместного обучения. Для сравнения — среди всех школьников этот показатель в 2011 году составил 6%. И хотя все еще слишком много молодых людей покидает школу, не завершив образования, этот показатель далеко не так ужасает, как информация об учениках с ограниченными возможностями. Аттестат зрелости в общеобразовательной школе получает всего 0,2% детей с ограниченными возможностями.
К этим цифрам нужно сделать одно важное примечание. В данном исследовании не указано, как выглядят показатели для слабослышащих школьников. Но из отчетов разных школ для слабослышащих известно, что они имеют значительно более высокий показатель успеха, а именно 85% (школьников, завершивших обучение).
В 2011 году 487 718 школьников имели потребность в коррекционном обучении, из них 3,4% нуждались в коррекционном обучении по слуху. В федеральном масштабе 33,6% слабослышащих школьников обучаются инклюзивно, в Гессене их насчитывается 6,6%, а в Бранденбурге — 76,4%. Независимо от статистических данных Фонда Бертельсмана посвященные в суть дела детские аудиологи знают, что в Гессенских образовательных учреждениях проводится первоклассная работа, поэтому низкий процент инклюзии здесь можно рассматривать как похвалу. Например, школу имени Йоханнеса Фаттера во Фридберге (Гессен) заканчивают 85% учащихся. Хотя этот показатель относится только к начальной и реальной школе, к нему следует добавить классы профессиональной школы и специальные классы для детей с множественной ограниченностью. Помимо этого, дети уходят в общеобразовательные школы, где аттестат зрелости можно получить на общих основаниях.
Инклюзивное обучение и оптимальная техническая поддержка: в чем противоречие?
Многие эксперты рассматривают как противоречие то, что закон с одной стороны требует оптимальную тех.поддержку, а с другой стороны — инклюзию. Так, педагоги сообщают, что коррекционные школы в их населенных пунктах закрывают, а коррекционных школьников переводят в общеобразовательные школы. Но эти школы в большинстве случаев никоим образом не подготовлены к новой ситуации. Классы не были уменьшены, во многих федеральных землях в классах начальной школы может насчитываться до 30 человек! Коррекционные педагоги, которые должны работать в команде с классными или предметными учителями, отсутствуют или их мало. Во многих школах отсутствуют опробованные и успешно зарекомендовавшие себя концепции инклюзивного обучения. Очень редко реализованы такие простейшие технические требования, как классы с небольшим временем реверберации или системами громкоговорителей, оптимизированными для владельцев слуховых аппаратов. По незнанию многие педагоги в общеобразовательных школах отказываются носить FM-передатчики или используют их недостаточно часто.
Трудности у учеников возникают и при чтении по губам. Освещение в классе часто не является оптимальным, учителя говорят, повернувшись к доске, становятся на фоне освещенных окон, закрывают рот рукой. Расположение школьников не позволяет смотреть на них на всех одновременно.
Согласно данным Бюро статистики ФРГ, в Германии в 2011/2012 учебном году насчитывалось чуть более 34 500 общеобразовательных школ. По сведениям Фонда Бертельсмана, в этих школах обучаются 16600 слабослышащих школьников. Из этого соотношения ясно, что на одну школу следует ожидать очень небольшого числа пользователей слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов. Так откуда же педагоги могут получить опыт работы с новыми образовательными концепциями? При этом коррекционные педагоги, разумеется, знают: многое из того, что идет на пользу слабослышащим детям, поможет и классу в целом.
Детское слухопротезирование и общеобразовательная школа
Так как уже сегодня (а в будущем все чаще) слабослышащие дети посещают общеобразовательную школу, то на долю слухопротезиста выпадает особая роль. Если в союзе с коррекционной школой он может заниматься междисциплинарной работой в сети экспертов, то в общеобразовательной школе он чаще всего остается одиночной. Тем важнее, чтобы как слуховые аппараты, так и FM-системы были оптимально настроены для индивидуальной работы в общеобразовательной школе.
С акустической точки зрения общеобразовательные школы представляют собой настоящую катастрофу. Разумеется, всегда найдутся похвальные исключения из этого, но обычно владелец слухового аппарата сталкивается с большими трудностями. Уровень шума, который в начальных школах в среднем достигает 75 дБ (А), фиксируется повсеместно. А такие недостатки, как слишком большое время реверберации и отсутствие специальной подготовки у педагогов, уже упоминались выше. Из-за больших классов к этому добавляется большое расстояние как до учителя, так и до одноклассников. В специализированных кабинетах, на занятиях спортом или в актовом зале это может составлять особую проблему.
Итак, в данных условиях необходимо проводить оптимальные поддерживающие мероприятия, потому что этого требует законодатель. С точки зрения слухопротезиста в первую очередь это слуховые аппараты. Но если мы посмотрим на то, какими аппаратами действительно пользуются дети, мы увидим, что они не всегда являются наилучшими. Хотя старинная мудрость гласит, что самое дорогое не обязательно является самым хорошим, существуют объективные аудиологические и технические критерии, на основе которых можно оценить качество слухового аппарата.
Мероприятия для естественного звука
Слуховые аппараты меняют звук всех передаваемых сигналов. Так как слабослышащие дети и без того ограниченно воспринимают все естественные звуки, не стоит усугублять эту ограниченность еще и технической несовершенностью. Все описанные ниже мероприятия служат для того, чтобы как можно лучше сохранить естественность звуков или реконструировать ее.
Ширина полосы пропускания
Нормально развитое ухо молодого человека может в идеальном случае слышать до 20 кГц. И нет никаких причин отказываться от этого частотного диапазона. А потому все звуки, какие только возможно с технической точки зрения, должны поступать в ухо без частотного ограничения или понижения. Сегодня с помощью техники можно достичь передачи до 10 кГц. Известно, что в некоторых случаях протезирования остаточный слух на частоте 10 кГц отсутствует. Здесь необходимо оказать уху всевозможную поддержку. Для так называемой аудиограммы в левом углу, при которой остаточный слух сохранился лишь на низких частотах, методы частотного понижения следует рассматривать как единственную альтернативу.
Динамика
То же самое, что относится к полосе пропускания, можно сформулировать и для динамического диапазона. Молодой слух может слышать звуки от очень тихих до очень громких. В разных источниках приводится динамический диапазон слуха величиной от 100 дБ до 120 дБ. В идеальном случае слуховой аппарат тоже должен его передавать. Разница между тихим и громким позволяет нам отличать шепот от крика. В тонкой структуре мозга именно из нее складывается рисунок слов и фраз. Поэтому, если меняющееся усиление (компрессия) изменяет этот динамический диапазон, то вместе с ним ухудшается и разборчивость речи. Итак, рекомендуется применять как можно меньше компрессии. Добиться этого на практике довольно трудно, потому что нужно защищать порог дискомфорта, и потому что существуют звуки разной громкости. Слуховой аппарат должен уметь автоматически выбирать разное усиление в зависимости от уровня слышимости. Во всех этих случаях неизбежно приходится изменять и динамику.
Speech Guard — Защита речи
Итак, чтобы сохранить динамику речи, слуховой аппарат должен работать без компрессии — что, как известно, не всегда возможно. Но, благодаря более быстрой процессорной технике в современных цифровых слуховых аппаратов, эту дилемму можно разрешить. Эта функция носит название Speech Guard (Защита речи). Здесь средняя громкость речевых звуков используется для расчета усиления, необходимого для того, чтобы речь можно было передавать в естественном динамическом диапазоне без компрессии, т.е. линейно. Когда средняя громкость речи изменяется, усиление соответствующим образом подстраивается, медленно и без слышимых эффектов. При импульсных звуках, например, хлопке двери или звоне посуды, это шумовое явление снижается в течение 2 миллисекунд. После этого система так же быстро возвращается к оптимальному пониманию речи. Разумеется, все эти процессы владельцу слухового аппарата не слышны.Таким образом, ребенок в школьном классе воспринимает голос учителя или одноклассника совершенно естественно, без каких-либо эффектов компрессии. Для этой техники уже существуют многочисленные результаты исследований, которые доказывают, что дети получают выраженную пользу благодаря Speech Guard. В ходе теста с участием 95 детей было установлено, что Speech Guard улучшает понимание речи в тишине и в шуме. Она помогает при повышенных слуховых усилиях, например, без ограничения по возрасту и на любом этапе речевого развития.
Широкая полоса пропускания заметно улучшает и пространственный слух. Увеличивается и максимальное расстояние, на котором человек может слышать. Оба эти фактора облегчают концентрацию на одном собеседнике, т.е. избирательный слух. Это преимущество высококачественных слуховых аппаратов особенно ценится в школе, так как оно существенно облегчает слух и понимание. Когнитивная нагрузка снижается, владелец СА ощущает комфорт при слушании.
Контрольные световые датчики
В детском саду или в начальной школе пригодится еще один технический нюанс. Обслуживающий персонал может проверить правильную посадку ушного вкладыша с помощью контрольных световых датчиков. Если они мигают после введения вкладыша в ухо, посадку нужно исправить. То же самое относится к разряду батарейки: световые датчики сигнализируют и об этом событии. Правильная громкость или успешное подключение аудио-источника — за всем следят световые датчики. Если дети умеют контролировать эти функции самостоятельно, световые датчики можно отключить.Слух на расстоянии
В трудных акустических условиях в Германии стандартом является подключение радиосистемы для передачи голоса учителя прямо в слуховой аппарат школьников. Используемое при этом сокращение FM обозначает, что мы имеем дело с техникой частотной модуляции. Так же, как и в слуховых аппаратах, здесь имеются определенные критерии качества, которые следует объективно подтвердить с помощью аудиологических/технических методов.Речевая динамика
Так как голос учителя должен попадать в слуховой аппарат как можно более естественным, радиосистема не может его изменять, сжимать или перекрывать посторонними шумами. При совместной работе с FM-системой высококачественные СА могут с помощью функции распознавания речи усиливать голос учителя на величину до 13 дБ и отделять его от общего шума в классе. Эта функция, которую Oticon назвала Voice Priority (Голосовой приоритет), может работать и с радиоприемниками других производителей, так как речь при этом распознается в слуховом аппарате. Эта функция дополнена автоматическим снижением радиопередачи, когда в передатчике отсутствует речевой сигнал. Благодаря этому школьнику не мешают радиосигналы, когда он хотел бы послушать своих одноклассников, а учитель в этот момент молчит.Практическое преимущество
Дальность действия примерно 30 м дает учителям и школьникам достаточное рабочее пространство, чтобы они могли оставаться на связи в спортивном или актовом зале. Продукты фирмы Oticon предлагают уникальную возможность: использовать слуховой аппарат сПоколение стримеров
Дети, обучающиеся в рамках инклюзии, практически не отличаются от своих одноклассников, за исключением того, что они носят слуховые аппараты. Поэтому для них совершенно нормально пользоваться смартфоном, МР3-плеером, планшетом или компьютером, в том числе в акустическом режиме. Возможность передавать аудио-сигналы по беспроводной технологии типа Bluetooth или слушать их через наушники тоже является стандартом. Здесь владельцы слуховых аппаратов имеют однозначное преимущество: там, где другим школьникам вначале приходится надевать наушники или головную гарнитуру, слабослышащие школьники могут использовать свои СА, выступающие в данном случае в качестве наушников для беспроводных сигналов. Современные слуховые аппараты способны параллельно поддерживать до пяти источников аудио-сигнала, чтобы можно было пользоваться музыкой, телефоном, компьютером и внешним микрофоном без помощи кабеля и других аксессуаров. После однократного подключения эти функции поддерживаются автоматически. А дома в дополнение к этому можно получать еще и сигнал с телевизора.При создании стримеров фирма Oticon вновь выдвинула на передний план практическое применение, чтобы, как и в случае с FM-техникой, добиться как можно меньшего потребления тока при беспроводной передаче. При сочетании СА Sensei со стримером Streamer Pro школьники не ощутят разницы в сроке службы батарейки, независимо от того, как долго осуществляется беспроводная передача. Так как техника стримера работает просто и без проблем, и дети ее совершенно не боятся, они пользуются ею гораздо чаще, чем взрослые.
Заключение
Закон об инклюзии предписывает, чтобы детям, нуждающимся в коррекционной поддержке, предлагались эффективные, индивидуально приспособленные, поддерживающие мероприятия в существующем окружении, обеспечивающие оптимальное школьное и личностное развитие.Применительно к детскому слухопротезированию это означает:
- Современные слуховые аппараты.
- Обязательное использование FM-системы.
- Желательное использование стримера.
- Как можно более естественно.
- Как можно более широкополосно.
- Как можно больший динамический диапазон.
- По возможности никакой компрессии речи.
- Пространственный слух.
- Слух на расстоянии.
- Легкость слушания.